Архитектурная
прогулка
Несколько поколений архитекторов работали над обликом ВДНХ — в итоге сложился тот неповторимый образ и стиль, что в архитектурных трудах прозвали «народной классикой». Над оформлением павильонов в разное время трудились именитые мастера: Александр Жуков, Каро Алабян, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.
Архитектурная прогулка — отличный способ узнать немного больше об истории и дизайне павильонов ВДНХ.
Павильон № 1 «Центральный»
Первое, что посетители видят перед собой на ВДНХ, — Главный павильон авторства архитекторов Ю. В. Щуко и Е. А. Столярова. Это внушительное трехъярусное здание, которое венчает золотой шпиль со звездой, отсылает к памятникам русского ампира — примерно в таком же стиле выдержана башня петербургского Адмиралтейства.
Павильон был возведен дважды: в 1939 году это была деревянная конструкция для временной выставки, а в 1954 году на ее месте построили здание, вошедшее в постоянный архитектурный ансамбль ВДНХ.
Павильон № 67 «Советская печать» (Бывший «Карело-Финская ССР»)
На фоне других строений ВДНХ, выполненных в традициях сталинского ампира, павильон авторства архитекторов Ф. И. Рехмукова и А. Я. Резниченко резко выделяется. Его облик отсылает к стилистике крестьянских домов Русского Севера, на фронтоне изображены сцены из традиционной жизни карелов. Темное дерево, из которого выполнен фасад здания, тоже поддерживает тему Русского Севера.
Интересно, что изначально павильон украшал позолоченный герб Карело-Финской ССР, а после ее упразднения он сменился на герб РСФСР.
Фонтан «Дружба народов»
Первый образ, который приходит в голову, когда говорят о ВДНХ, — огромный золотой фонтан, созданный по проекту К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновского к открытию выставки в 1954 году. 16 золоченых фигур олицетворяют республики, входившие в состав СССР. Статуи девушек стоят парами — в том же порядке, в каком ленты республик наносили на герб Советского Союза. Скульпторам позировали модели родом из разных ССР — в том числе эстонская балерина, туркменская пианистка и жена поэта Михаила Светлова родом из Грузии.
В 2019 году фонтан снова заработал после комплексной реставрации.
Павильон № 11 «Металлургия» (Бывший «Казахская ССР»)
Павильон с длинной историей: первое деревянное здание возвели еще в 1937 году, потом два раза реконструировали, но в итоге в 1949 году заменили новым павильоном, который спроектировали И. М. Петров и Н. В. Куприянов при участии Т. К. Басенова.
В облике здания легко угадывались восточные мотивы и традиции казахского зодчества: главный вход обрамляла изящная арка, фасад был украшен национальными орнаментами, в оформлении использовали майолику и бронзу, а венчал павильон прозрачный купол со шпилем. Но в 60-е годы со сменой концепции выставки и с переименованием павильона это великолепие закрыли щитами из нержавеющей стали, а облик здания изменился до неузнаваемости.
В 2019 году в результате реконструкции cооружению вернули первоначальный вид и даже смогли восстановить барельефы 1954 года, обнаруженные в ходе реконструкции.
Павильон № 13 «Здравоохранение» (Бывший «Армянская ССР»)
Павильон, построенный по проекту К. С. Алабяна и С. А. Сафаряна, — один из немногих, сохранившихся с 1939 года. За это время он успел побывать и «Арменией», и «Пищевой промышленностью», и «Здравоохранением».
Стройные аркады, узорчатые решетки, тонкие колонны, сочетание глубокого синего и золотого цветов — так изначально задумывался павильон Армянской ССР. Позже кирпичные стены, облицованные традиционным для армянской архитектуры туфом, скрыли за гофрированным металлом. В 2019 году после масштабной реставрации гости снова могут любоваться творением прославленных архитекторов, а внутри павильона разместились коллекции Государственного музея Востока и экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ».
Фонтан «Каменный цветок»
Мало кто знает, что изначально огромный золотой сноп колосьев должен был украшать именно «Каменный цветок», но потом этот элемент решили использовать в фонтане «Дружба народов», а здесь архитектор К. Т. Топуридзе и скульптор П. И. Добрынин реализовали другую идею — основанную на сказках Павла Бажова.
Центр композиции — огромный распускающийся цветок, выполненный из разноцветной смальты и мелкого красного гранита. По краям расположены бронзовые корзины с «фруктами», скульптуры гусей и осетров. Сегодня любоваться игрой воды и света можно, удобно устроившись на лавочке или подвинув поближе один из стульев, которые свободно расставлены вокруг фонтана.
Павильон № 58 «Земледелие» (Бывший «Украинская ССР»)
Роскошный павильон с золотыми скульптурами украинских девушек по углам крыши построен по проекту А. А. Тация в 1954 году. Фасады здания отделаны керамическими блоками и украшены орнаментом из золотистых колосьев, вокруг входной арки — огромный майоликовый венок из злаков, овощей и фруктов, керамические колосья пшеницы украшают башенку и карниз павильона.
Во времена СССР сюда возили пшеницу, демонстрировали горы яблок и помидоров, а сегодня в залах павильона работает Центр славянской письменности «Слово».
Павильон № 18 «Республика Беларусь»
Павильон работы архитекторов Г. А. Захарова и З. С. Чернышева выполнен в классическом стиле. Два ряда стройных колонн, внутренний дворик, легкая ротонда на крыше — строгость линий разбавляет майолика, использованная для оформления павильона, и золотая скульптура «Родина» А. О. Бембеля. Фигура со снопом колосьев и венком символизирует образ матери-Родины и словно парит над окружающим пространством. На втором ярусе башни стоят еще пять статуй: механизатора, колхозницы со снопом, охотника, доярки и ученого-агронома.
Павильон лишь однажды изменил свое назначение: в середине 60-х здесь временно разместился раздел выставки «Электротехника».
Архитектурный макет Москвы на ВДНХ — павильон «Макет Москвы»
Обязательный пункт в программе и для туристов, и для москвичей. За полчаса можно увидеть центр столицы и наметить прогулочные маршруты на несколько свободных дней. Макет включает 19 843 здания внутри Садового кольца и частично за его пределами. Он оснащен умной подсветкой: можно сымитировать разные погодные условия и посмотреть, как выглядит город в разное время суток.
Первоначально макет города находился в другом павильоне, но в 2017 году для того, чтобы расширить его площадь, построили отдельное здание.
Павильон № 34 «Космос»
Это павильон-долгожитель: архитекторы И. Г. Таранов, В. С. Андреев и Н. А. Быкова построили его в 1939 году для демонстрации образцов крупной сельскохозяйственной техники. Назначение павильона предопределило его облик: здание выполнено в виде огромного эллинга — сооружения, предназначенного для ремонта дирижаблей. После реконструкции 1954 года здесь появилась арка с фасадом из зеркального стекла, скульптуры трактористки и механизатора, а также гигантский купол.
Менялось время — менялась и экспозиция: тракторы и комбайны сменились макетами космических кораблей. Сегодня в павильоне работает крупнейший в современной России космический музейный комплекс — центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ.